четверг, 25 мая 2017 г.

Мини-проект с большим смыслом

22.05 с.г. состоялась встреча учеников 6 класса  школы МДЦ “Артек” с их ровесницей из Германии, приехавшей в “Артек” по программе партнеров “Живая классика”...
                                                           
                                                            ***
За этими двумя строками скрывается много смыслов и размышлений, которыми я хочу поделиться.


….Эту шишку крымской сосны я нашла давно, решила сохранить, удивленная красотой ее формы. Она стала первой частью большого образовательного пазла.

….Ай-Петри вызвался показать частник на автовокзале Ялты, по дороге перемежал шутки полезной информацией, сознание выхватило знакомое имя - Паллас: да, речь шла о цветении крымской сосны, носящей имя этого ученого, которая является одной из лесных культур горного заповедника, по которому шла дорога на Ай-Петринскую яйлу. (Как тут не вспомнить феномен Баадера-Майнхофа )


...Петер Симон Паллас прожил в Крыму 15 лет, привлеченный его красотой и историей, получив от Екатерины Великой 2 участка земли в Симферополе и Судаке.

Итак, Крым, Германия, немецкий ученый, сделавший значимый вклад в развитие Тавриды. Паллас  и выступил тем связующим звеном для вышеназванной встречи.

Но прежде чем познакомиться с многогранной деятельностью знаменитого земляка Елизаветы Бёттнер, нам предстояло познакомиться с ней самой  посредством  игрового упражнения “Горячий стул”: шестиклассники задавали Лизе вопросы на самые разные темы, конечно же на немецком языке.

Так, мы узнали о ее семье, хобби, достопримечательностях ее родного города Дрездена, друзьях, отличиях нашей и ее школы  и владении иностранными языками.


Впрочем, перейдем к Палласу, он знал 4 языка с детства, русским, я думаю, на бытовом уровне он тоже владел, иначе было бы затруднительно организовывать и проводить экспедиции на Урал, в Сибирь и Крым.



Началась работа в группах, каждой из которой был выдан пакет материалов (иллюстрации и подготовленный мной текст) с заданием прочесть   “10 фактов о Петере Симоне Палласе”, подготовить постер о нем, выделяя с помощью иллюстраций важную, на взгляд ребят, информацию об этом профессоре естественной истории, лингвисте, этнографе, географе, зоологе и ботанике. Итогом должна стать презентация постеров с рассказом о Палласе.



Нашей немецкой госте была отведена роль консультанта по языку, она переходила от группы к группе и помогала разобраться с незнакомой лексикой, если была необходимость в этом. За одним осуществлялась уже неформальная коммуникация между ней и участниками групп.




Работа в мини-проекте завершилась на следующем уроке, были закончены и представлены  постеры, посвященные П.С.Палласу.




Позже они послужили еще и учебным пособием в 8 классе.



В крымской экспедиции Палласа участвовал художник-колонист Иоганн Гросс, который тоже осел в Крыму вслед за Палласом.
Его сын Фридрих (Федор) Гросс  объездил весь Крым, делая художественную летопись этих мест.
Не осталась без  его внимания и та местность, где стоит сегодня школа “Артека”.
Узнаете? Это улица Гайдара в “Артеке” напротив корпуса “Горного”
Как эта литография была использована в СОМе по немецкому языку можно прочесть  в материале “Дидактический травелог: квест на основе картины”

Если в упомянутом СОМе междисциплинарность достигалась путем использования биографий ученых из среды российских немцев, связанных с “Артеком”: так, С.И.Метальников - биология, его отчим Н.Виннер - химия, Н.Гартвис - ботаника, Ф.Гросс - живопись, химия, Екатерина Великая - история+ ИКТ для оформления результатов СОМа (см. подробно здесь), то в мини-проекте о Палласе в его жизнеописании в концентрированном виде оказались представлены многие науки.

Как известно из учения о зеркальных нейронах человек может достигать определенных высот, например, в спорте, просматривая записи известных и результативных спортсменов, а также при мысленной тренировке действий.

Хочется верить, что знакомство с такими универсальными гениями, как Паллас,  оставит отпечаток в сознании учеников и покажет им достойный пример для подражания.

А пока им было предложено стать иллюстраторами в экспедициях Палласа, как требуется по условиям художественной номинации конкурса “Друзья немецкого языка”

Сюжетом для рисунка могут стать описанные ученым объекты природы: например, яблоня, вереск, гиацинтик, крымская сосна , манул или трубкозуб (или многое другое), и вследствие этого носящие его имя.

...Ожидая вожатую из “Лазурного”,  мы беседовали с Лизой после завершения встречи с ребятами  о ее пребывании в “Артеке”, о ее русско-немецких корнях, о том, что понравилось-запомнилось…

Ее ярким воспоминанием стал СОМ в Никитском ботаническом саду и кружок по вышиванию крестиком, где она готовила подарок  маме и бабушке из числа российских немцев, вышивая цветы, возможно однажды описанные Палласом...


...А из окна школы, выходящего на задний двор,  был виден бывший дом Гартвиса -Виннера и одноименный парк, а пейзаж за поворотом при выходе из школы в основных своих деталях все так же, как на картине Гросса, отражал Аю Даг, кривизну  дороги и силуэты строений уже, конечно же иных, чем имение Татьяны Потемкиной…

Думаю, Лиза узнала обо всем  этом с интересом…


Выражаю благодарность завучу школы Кочережко С.С. за организационное сопровождение встречи и учителю немецкого языка Тамбовцевой Н.М. за совместное проведение занятия.

В тему:

Сюжет “Артек-студии” о встрече артековцев из Германии с 7-классниками школы, организованной совместно с Роскосмосом.

P.S.
CLIL- современная технология одновременного преподавания иностранного языка и предметного содержания через их интеграцию.
Наша с Ириной Мамеевой - Шварцман попытка развиваться в этом направлении, а именно заявка на участие в CLIL-семинаре Гете-института, как требовалось от учителя немецкого и учителя естественно-научного цикла, не нашла поддержки у организаторов и мы получили отказ. Думаем, что дело в политике... или мы уже сами с усами:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий